Познавательные процессы:
В 7-мом классе продолжается интеллектуализация познавательных процессов: · внимания, · памяти, · воображения, · мышления, · речи. Становление теоретического рефлексивного мышления, характерного высокому уровню развития интеллекта, происходит на основе развития формально-логических операций. Подросток, абстрагируясь от конкретного, наглядного материала, рассуждает в чисто словесном плане. У семиклассника активное развитие получают чтение, монологическая и письменная речь. Письменная речь улучшается в направлении от способности к письменному изложению до самостоятельного сочинения на заданную произвольную тему.
Рекомендация: Мама и Папа, проверяя мои уроки, просите меня воспроизводить основной смысл прочитанного. Так я буду развивать монологическую речь.
Ведущий вид деятельности: В 7-ом классе ведущим видом деятельности становится интимно-личностное общение. Оно пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на учебные занятия, и на отношения с родителями. Если потребность в полноценном общении со значимыми взрослыми и сверстниками не удовлетворяется, у детей появляются тяжелые переживания.
Рекомендация: Мама и Папа, я испытываю сильное желание быть самостоятельным и равным с вами в правах. Но мне все равно нужна ваша любовь. Дайте мне эмоциональное семейное тепло, и тогда я буду благополучно развиваться дальше.
Социальная ситуация развития: В 7-ом классе дети все меньше общаются со взрослыми и все больше общаются со сверстниками. Круг общения подростка со сверстниками не ограничивается близкими друзьями, напротив он становится гораздо шире, чем в предыдущих возрастах. У детей в это время появляется много знакомых и, что еще более важно, образуются неформальные группы или компании. Подростков может объединять в группу не только взаимная симпатия, но и общие интересы, занятия, способы развлечений, место проведения свободного времени. То, что получает от группы подросток и что он может дать ей, зависит от уровня развития группы, в которую он входит.
Рекомендация: Мама и Папа, если вы знаете, что моя компания не занимается чем-то из ряда вон выходящим, то не стоит слишком оберегать меня от общения. Многие состоявшиеся музыканты, художники, поэты признают, что родители не одобряли их тусовки. Чтобы косвенно держать ситуацию под контролем, постарайтесь наладить контакт с кем-то из моих друзей.
Мотивация: Главная мотивационная линия семиклассника связана с активным стремлением к личностному самосовершенствованию. У подростка возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания. Подросток открывает для себя свой внутренний мир, хочет понять, какой он есть на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть. Познать себя ему помогают друзья, в которых он смотрится, как в зеркало, в поисках сходства, и отчасти близкие и взрослые.
Рекомендация: Мама и Папа, я никогда не стану объяснять вам причины своего поведения. Но за немногословными фразами, за моей реакцией на ваши замечания вы можете догадаться, что творится в моей душе. Не берите на себя ни роль судьи, ни роль нападающего. Внимательный слушатель и помощник – вот что требуется мне от вас. Новообразование: Центральным новообразованием младшего подросткового возраста (11-13 лет) считается чувство взрослости – отношение подростка к себе как к взрослому, ощущение и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком. Чувство взрослости семиклассника проявляется в стремлении к самостоятельности, желании оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений со сверстниками, иногда учебы. Рекомендация: Мама и Папа, никогда не подшучивайте надо мной. Ваша безобидная насмешка по поводу внешности, неловкости ситуации может больно ранить мою юную душу. Я склонен воспринимать в штыки любую шутку, касающуюся меня лично. Общение: · Общение со сверстниками. Общение носит информационный характер. Подросток обращает внимание на «Что? Где? Когда?», а не «Почему?» и «Зачем?». Подростковая дружба – сложное, часто противоречивое явление. Подросток стремится иметь близкого, верного друга и лихорадочно меняет друзей. Он ищет в друге сходства, понимания и принятия своих собственных переживаний и установок. Если же друг, занятый своими, тоже сложными подростковыми делами, проявит невнимание или иначе оценит ситуацию, значимую для обоих, вполне возможен разрыв отношений. · Общение со взрослыми. Подросток ждет от взрослых сотрудничества. Он ждет общение, включенное в деятельность, где бы он чувствовал себя на равных со взрослыми. Он не терпит приказов и указаний. Принимает советы только от референтных, то есть значимых для него взрослых. Если появляется смысловой барьер, это – конфликт. Инициатива разрешения конфликтной ситуации чаще принадлежит взрослому, потому что он ответственен за то, что происходит с подростком
Рекомендация: Мама и Папа, обсуждайте со мной все семейные вопросы, не скрывайте трудности, с которыми сталкивается наша семья. Все это часть взрослого мира, в который я так стремлюсь. Позиция: «Ты еще не подрос», - обижает и отталкивает человека, считающего себя взрослым. Объяснить мне можно все, главное – подобрать нужные слова.