Готовность человека к трудовой деятельности определяется его психологической и практической готовностью. Воспитание психологической и практической готовности к труду является необходимым условием решения задач профессиональной ориентации учащихся. Целенаправленно оно начинается на этапе младшего школьного возраста и продолжается в 6-7-х классов, обеспечивая преемственность в содержании, формах и методах проводимой работы.
На данном этапе школьного обучения наиболее эффективно применяются следующие методы профориентационной работы:
- • изучение и формирование личностных и социально значимых мотивов выбора профессии (в форме профориентационных игр-конкурсов с учащимися, конкурсов-эстафет, викторин, турниров и т.д.);
- • изучение и мониторинг профнамерений учащихся (в целях изучения интересов своих воспитанников классный руководитель может использовать такие приемы, как изучение личных дел учащихся, проведение индивидуальной беседы с учениками, анкетирование и т.д.);
- • индивидуальная работа с учащимися по вопросам выбора профессии;
- • классные часы и профессиографические встречи;
- • формирование познавательных интересов (факультативные и кружковые занятия, олимпиады, конкурсы, викторины, выставки, галереи дружбы, ярмарки завтрашних мастеров, спартакиады и т.д.);
- • кружки технического и художественного творчества;
- • уроки технического и обслуживающего труда;
- • организация общественно полезного производительного труда;
- • экскурсии на предприятия и в организации;
- • работа с родителями.
Таким образом, содержание и формы реализации методов профессиональной ориентации в 6-7 классах являются базой для осуществления профориентационной работы в 8-9 классах.
Сценарий игры
Цель: содействие в расширении общей осведомленности школьников о мире профессий.
Задачи:
- • расширить представления учащихся о содержании деятельности отдельных профессий;
- • способствовать развитию познавательного интереса к миру профессий, формированию мотивации к самопознанию (изучению собственных интересов и склонностей);
- • способствовать формированию ответственности и готовности к обоснованному выбору профессии.
Категория: учащиеся 6-7 классов.
Время проведения: 1 час 20 мин.
Оборудование: карточки с заданиями, маркеры (фломастеры), грамоты.
Ход игры
Ведущий: – Ребята, сегодня мы проведем игру «Турнир знатоков профессий». Эта игра – своеобразное соревнование, которое покажет вашу осведомленность, способность ориентироваться в мире профессий. Прежде чем приступить к игре, мне хотелось бы еще раз напомнить вам о том, как важно не ошибиться в выборе профессии. Согласитесь, очень трудно работать, если труд не приносит удовлетворения. Я хочу прочитать вам одну известную притчу об отношении к труду.
Ведущий зачитывает притчу:
Притча о работниках Один путешественник во время долгого пути встретил людей, роющих землю. Тогда он спросил одного из них: «Что ты делаешь?» Землекоп ответил: «Копаю эту проклятую яму!» Второй на этот же вопрос ответил: «Зарабатываю себе на кусок хлеба». А третий с воодушевлением сказал, что вскапывает землю под прекрасный фруктовый сад. |
Ведущий: – Как вы думаете, в чем основная мысль этой притчи?
Учащиеся отвечают, что притча показывает разное отношение человека к своему труду. Для одного человека выполняемая работа в тягость и не приносит никакого удовлетворения, для другого – жизненная необходимость, а третий видит в своей работе смысл, перспективу, испытывает радость от результатов труда.
Ведущий: – Для того чтобы сделать правильный выбор, очень важно быть информированным: читать о различных профессиях, узнавать от знакомых об особенностях их труда, сравнивать и «примерять» на себя различные профессии.
Прежде чем приступить к игре, нам нужно поделиться на команды.
Деление на команды: «Поиск общего»
Группа делится по парам. Для этого двое учащихся находят у себя определенное количество общих признаков. Затем двойки объединяются в четверки с той же целью. Ведущий по своему усмотрению может останавливать процесс на четверках, восьмерках и т.д. Каждая из команд должна придумать и озвучить свое название и девиз.
Мотивация
Ведущий: – Перед тем, как приступить к игре, представьте, что мысли в вашей голове – это лучи света. А теперь свет ваших мыслей объединяется в один большой, красивый и мощный луч, как луч прожектора. Представили? Теперь вы в состоянии сосредоточиться на предстоящей работе.
Итак, начинается турнир на знание профессий, где каждый из вас сможет доказать, что он является лучшим знатоком.
Тур І. Разминка
Задание 1. «Угадай профессию»
Командам предстоит назвать профессию, о которой говорится в стихотворении. Оценивается скорость и правильность ответов: та команда, в которой ребята первыми поднимут руку, имеет право на ответ. Если ответ правильный, команде засчитывается 1 балл. Если команда дает неправильный ответ, право ответа переходит к команде-сопернику, и ей засчитывается 1 балл.
- 1. В ресторане их найду я –
- Эти люди в колпаках
- Над кастрюлями колдуют
- С поварешками в руках. (Повара)
- 2. Выезжает на дорогу
- Он обычно спозаранку,
- На педаль поставив ногу
- И крутя рукой баранку. (Водитель)
- 3. Он учит детишек
- Читать и писать,
- Природу любить,
- Стариков уважать. (Учитель)
- 4. Кто у постели больного сидит?
- И как лечиться, он всем говорит.
- Кто болен – он капли предложит принять,
- Тому, кто здоров, разрешит погулять. (Врач)
- 5. Не художник он, но краской
- Пахнет неизменно,
- По картинам он не мастер –
- Мастер он по стенам! (Маляр)
- 6. С огнем бороться мы должны –
- Мы смелые работники,
- С водою мы напарники.
- Мы очень людям всем нужны,
- Так кто же мы? (Пожарные)
- 7. На станке детали точит
- Этот кадровый рабочий.
- Без его умелых рук
- Не собрать ни танк, ни плуг. (Токарь)
- 8. Сейчас, дружок, вопрос такой:
- Скажи, как называют
- Рабочего, что под землей
- Нам уголь добывает. (Шахтер)
- 9. Доктор, но не для детей,
- А для птиц и для зверей.
- У него особый дар,
- Этот врач –… Ветеринар.
- 10. Он природу охраняет,
- Браконьеров прогоняет,
- А зимою у кормушек
- В гости ждет лесных зверюшек. (Лесник)
ТурІІ. Интеллектуальный
Задание 1. «Соревнование эрудитов»
Ведущий: – Сейчас вам будет предложена буква. Ваша задача – назвать как можно больше профессий, начинающихся с этой буквы, то есть показать, насколько хорошо вы знаете мир профессий.
На выполнение задания отводится 1 минута, команда записывает профессии на листок. По окончании отведенного времени представитель команды зачитывает профессии. В задании оценивается количество правильно названных профессий на указанную букву: та команда, у которой список получится длиннее, получает 1 балл.
Задание 2. «Презентация»
Игроки должны дать описательную характеристику профессии, не называя ее. Остальные участники по данной характеристике должны угадать, что это за профессия. В задании оценивается красочность описания профессии, возможность ее узнавания: за развернутую характеристику – 2 балла, за правильно угаданный ответ – 1 балл. Если команда дает неясную, непонятную характеристику, то баллы не засчитываются. Если команда соперника не угадала профессию, то она также не зарабатывает баллы.
Примерные профессии для презентации: официант, учитель, бармен, врач.
По окончании каждой презентации профессии учащиеся отвечают на вопросы:
- • Какие черты характера отличают человека, выбравшего эту профессию?
- • С какими трудностями приходится сталкиваться специалистам этой профессии?
- • Ради чего люди идут в эту профессию?
- • Что бы произошло, если бы не было таких специалистов?
- • Когда люди этой профессии могут сказать, что их рабочий день удался (был счастливым)?
- • Какой профессиональный инструмент можно было бы изобрести для этих специалистов, чтобы облегчить их труд?
- • Как бы вы назвали награду (орден, медаль) за трудовой подвиг этих людей?
Задание 3. «Что это за профессии?»
Командам раздаются бланки с вопросами. В задании оценивается количество правильных ответов, за каждый правильный ответ дается 1 балл.
Ведущий: – Вслед за новыми явлениями и предметами возникают и новые профессии. Вот некоторые самые популярные из них. Что это за профессии? Найдите правильный ответ.
- 1. Логистик – это:
- • тот, кто изучает логику;
- • специалист по организации транспортировки продукции;
- • организатор конференций и симпозиумов.
- 2. Веб-дизайнер – это:
- • тот, кто работает на компьютере;
- • разработчик компьютерных программ;
- • разработчик проектов сайтов.
- 3. PR-агент – это:
- • тот, кто связан с политикой;
- • специалист по рекламе и связям с общественностью;
- • посредник между организациями и людьми.
- 4. Культуролог – это:
- • тренер по культуризму;
- • исследователь взаимоотношений человека и общества;
- • предсказатель будущего.
- 5. Грумер – это:
- • собачий парикмехер;
- • занимается перевозкой грузов;
- • создает художественные образы.
- 6. Помадчик – это:
- • изготавливает помадную массу на кондитерских фабриках;
- • изготавливает губную помаду;
- • смазывает механизмы.
Задание 4. «Способности и профессия»
Ведущий: – Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, поставленные в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию «способности». Способности – это умения, т.е. такие индивидуальные качества человека, от которых зависит возможность успешного осуществления деятельности. Например, человек хорошо различает запахи и помнит их – эти способности необходимы химику, дегустатору, повару. Если человек хорошо удерживает в памяти много цифр, букв, слов или внешних признаков, может комбинировать их в уме – такие способности необходимы математику, программисту, конструктору.
Довольно часто можно услышать, как, характеризуя определенного человека, говорят, что он красиво поет, обладает хорошими вокальными данными. Такому человеку рекомендуют связать свою жизнь с музыкой и пением. Другому человеку советуют идти учиться на водителя, обращая внимание на то, что у него для этого есть специальные способности: хорошая реакция, внимание, выдержка, знание законов механики и устройства машин.
Как видите, каждая профессия выдвигает определенные требования к человеку и предполагает наличие каких-либо специальных способностей, навыков, умений. Давайте подберем способности, умения к предложенным профессиям.
В задании оценивается грамотность и правильность аргументирования личностных качеств, присущих людям указанных профессий: за четкий грамотный ответ команда получает 2 балла.
Профессия | Способности |
Учитель математики | математические способности |
умение говорить правильно, ясно, четко, выразительно | |
любовь к детям | |
умение обучать | |
ответственность | |
выдержка, терпение, самоконтроль | |
способность к самообразованию | |
Слесарь | развитый глазомер, точность движений |
умение разбираться в чертежах | |
выдержка и терпение | |
сила, выносливость | |
знание материала | |
ловкие руки | |
Парикмахер | творческие, художественные способности |
знание различных модных направлений | |
выдержка и терпение | |
аккуратность | |
ловкость рук | |
знание химии | |
Врач | желание помогать другим, способность сопереживать |
быстрая реакция | |
хорошие внимание, память | |
способность логически мыслить, анализировать факты | |
знание химии, биологии, анатомии |
Третий тур ІІІ. Конкурс капитанов
Задание 1. «Назови профессию»
Ведущий: – Я называю профессиональную область, а вы называете профессии, относящиеся к данной области. Например, медицина – область: врач, медсестра, санитарка – профессии.
В задании оценивается скорость и правильность ответов. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Области профессиональной деятельности:
- • Строительство;
- • Техника;
- • Растениеводство;
- • Педагогика;
- • Торговля.
Подведение итогов
Ведущий благодарит команды за активность в игре и подводит итоги участия. Знатоками профессий признаются участники той команды, которая набрала наибольшее количество баллов. Команда награждается грамотой, свидетельствующей о победе в игре-турнире. Другая команда получает грамоту за участие. В качестве награды участников обеих команд можно использовать сладкие призы.
После награждения победителей и участников ведущий обсуждает с учащимися результаты турнира. Ребята делятся впечатлениями и отвечают на вопросы:
- • Что нового вы узнали о мире профессий? О каких профессиях услышали впервые?
- • Понравилось ли вам участвовать в игре?
- • Какие задания вам понравились больше всего?
Жанна ХИТОВА, психолог высшей категории ЦДР «Мозаика» г. Гродно