При организации эффективного воспитательного процесса одно из важных мест занимает контрольно-диагностическая деятельность заместителя директора школы по воспитательной работе. Заместитель директора по воспитательной работе – центральная фигура воспитательного процесса, координатор воспитательной работы классных руководителей, педагога-организатора, специалистов СППС, педагогов, обеспечивающих организацию работы объединений по интересам, физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу. Его деятельность многопланова и многообразна, круг обязанностей очень широк.
Специфика деятельности заместителя директора по воспитательной работе определяется типом общеобразовательного учреждения, контингентом учащихся и педагогов, сложившейся в нем воспитательной системой, традициями. Она отражается в особенностях организации жизнедеятельности общешкольного коллектива, вариативности использования тех или иных форм и методов воспитания, осуществляемых на основе тесной интеграции урочной и внеурочной деятельности.
Приоритетом в работе заместителя директора учреждения образования по воспитательной работе является создание организационно-управленческих условий для полноценного личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения обучающихся в учреждении образования, семье и социальном окружении. Важный аспект этой деятельности – обеспечение защиты прав и законных интересов обучающихся, организация работы педагогического коллектива по предупреждению семейного неблагополучия, социального сиротства, насилия в отношении детей и профилактика асоциального поведения, безнадзорности, правонарушений обучающихся, пропаганда здорового образа жизни в свете положений нормативных правовых документов, в первую очередь, Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» и Декрета Президента Республики Беларусь от 5 мая 2009 г. № 5 «О внесении дополнений и изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. №18».
Управление качеством воспитательного процесса в образовательном учреждении связывается, прежде всего, с контрольно-аналитической деятельностью заместителя директора по воспитательной работе. На особом контроле у него сегодня должно быть обеспечение качества воспитания учащихся: соответствие содержания, форм и методов идеологической и воспитательной работы, осуществляемой педагогическим коллективом учреждения образования, целям и задачам воспитания; состояние и охрана здоровья школьников, их физическое развитие; уровень включенности детей во внеурочные занятия, физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу, досуговую деятельность; деятельность органов ученического самоуправления; педагогическая поддержка деятельности детских и молодежных общественных объединений; организация и состояние взаимодействия с родителями и общественностью, внешкольными учреждениями и др.
Планирование в организации воспитательного процесса без преувеличения можно считать половиной его успеха. Уметь планировать идеологическую и воспитательную работу школы и работать по плану — значит осуществлять научную организацию труда педагогического коллектива на основе точного расчета, научно проверенных форм и методов и точных календарных сроков.
План идеологической и воспитательной работы определяет цели, задачи на планируемый период, содержание этой работы (основные направления, формы, методы работы, порядок мероприятий воспитательной и идеологической направленности, сроки, место их проведения, участников и ответственных). Назначение плана идеологической и воспитательной работы – упорядочить деятельность всех участников образовательного процесса по указанным направлениям, обеспечить его организованность, согласованность, скоординированность, системность, логику и последовательность реализации задуманного, соответствие форм и методов содержанию деятельности, а также единство и взаимосвязь с учебным процессом[1].
Контроль заместителя директора учреждения образования по воспитательной работе состоит в подтверждении того, что все идет в соответствии с принятым планом, существующими нормативными документами и принятыми принципами управления. Цель контроля — выявление степени отклонения реального воспитательного процесса от планируемого, результат контроля – составление банка педагогической информации о его ходе. Выводы анализа необходимо фиксировать в оперативных управленческих решениях, которые следует конкретно адресовать и определить сроки их исполнения. Выполнение рекомендаций по выводам анализа следует контролировать, в воспитательных целях соблюдать гласность, знакомить коллектив не только с результатами анализа, но и процедурой их получения.
Можно выделить следующие виды контроля: индивидуальный и фронтальный, охватывающий одновременно значительное число участников педагогического процесса; тематический и комплексный, предусматривающий одновременно контроль по ряду вопросов, например, контроль за системой деятельностью классного руководителя; текущий, периодический, итоговый; предварительный, цель которого зафиксировать состояние вопроса или проблемы; предупредительный, который направлен на предупреждение возможных ошибок[2].
Контроль за воспитательной работой в школе организуется с помощью различных методов. Это изучение документации (планов, отчетов, протоколов), методических материалов; непосредственное наблюдение за поведением учащихся в различных ситуациях, действиями педагогов, проведением мероприятий, дел, состоянием помещений, мебели, оформления и т.д., изучение результатов деятельности учащихся и педагогов (творческие работы в различных формах); анкетирование педагогов, учащихся, родителей; рейтинговая оценка и самооценка; беседы с детьми, родителями, учителями, представителями общественных организаций, коллективный анализ проделанной работы.
Разнообразие содержания видов и методов контроля за воспитательной работой требует четкого планирования, тщательно продуманного плана-графика внутришкольного контроля. Естественно, что глубокий и объективный контроль за всеми участниками и направлениями работы осуществлять невозможно и нецелесообразно. В основу отбора объектов контроля, прежде всего, должны быть положены задачи школы и план идеологической и воспитательной работы. Полезно включить в процесс планирования контроля всех педагогов, актив учащихся и родителей, что в дальнейшем определяет заинтересованное отношение к контролю всех участников педагогического процесса[3].
Контроль за деятельностью коллег, учащихся руководителю и организатору воспитательной работы целесообразно представлять как способ пропаганды положительного опыта, интересных педагогических приемов или оказания методической помощи. Контролирующий прежде всего должен заботится о том, чтобы предупредить возможные ошибки в деятельности педагога. С этой целью он заранее просматривает его план работы по контролируемому вопросу, советует, помогает в подготовке. Правильно поступают в тех педагогических коллективах, где педагоги готовят специальные мероприятия по заранее составленному ими самими плану. Цель этих мероприятий — освоить новые приемы, способы, средства организации воспитательного процесса и в то же время в скрытой форме осуществить контроль за деятельностью педагогов.
[1] Методические рекомендации «Об особенностях организации идеологической и воспитательной работы в 2006/2007 учебном году» // Зб. нармат. дак. Мін-ва адукацыі Рэсп. Беларусь. – 2006. - №19/20. – С.6-29.
[2] Рожков, М.И., Байбородова, Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
[3] Примерный план внутришкольного контроля за организацией воспитательного процесса содержится в Приложении 4 к данным методическим рекомендациям.