Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

ПРАВИЛА ВЫБОРА ПРОФЕССИ

Дата: 21 октября 2016 в 17:15

Выбор профессии, работы, обеспечивающей профессиональный рост и материальный достаток, общественное признание – одна из важнейших забот и проблем каждого человека. Но решается она нередко на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, родительской прихоти, путем проб и ошибок. Негативные последствия ошибок в выборе профессии зачастую не учитываются и не просчитываются. Приведем мнение известного публициста: «Взяв дело не по способностям, заняв не свое место, трудно, а может быть и невозможно быть честным человеком вообще». Все верно. Бездарный работник, как правило, самоуверен, предрасположен ко лжи, лени, зависти, лести, а порой и к вымогательству. Тем самым он пытается заполнить пустоту души и стать хоть сколько-нибудь значимым, весомым. Французский мыслитель Сен-Симон писал, что причиной почти всех неурядиц в обществе становятся «неудавшиеся призвания, насилие над склонностями, навязанные профессии и проистекающие отсюда неудовольствия и злобные страсти». Сказанное справедливо не только по отношению к «высоким» интеллектуальным, но и к рядовым профессиям. Бездарный политик, военачальник, менеджер, юрист, врач – подлинное бедствие. Но немало неприятностей и ущерба от неумелого сантехника, телемастера, токаря и пекаря, у которых руки и голова явно не подходят для выполняемой работы. Халтура и брак не только экономически, но и нравственно обедняют общество. Между тем, по обобщенным данным, 20–30 % работников в различных сферах деятельности находятся «не на своем месте», о чем свидетельствуют невыполнение норм выработки, должностных инструкций, чрезмерное утомление, чреватое серьезными недугами. А 70–80 % рабочих и специалистов не удовлетворены вы- бранной профессией по указанным и другим причинам. Чем сложнее, ответственнее работа, тем больше подобных случаев. Проблема выбора профессии имеет объективные истоки и основания. Каковы они? Между людьми, как и между профессиями, существуют устойчивые различия. Скорость реакции, осознания информации и принятия решений в большой группе людей значительно разнятся; выявлены также порядка 1120 вариаций темперамента и характера. Опреде- ленное сочетание тех или иных особенностей человека явно или неявно тяготеет к конкретным группам профессий. У каждой профессии (а их десятки тысяч) свои требования к человеку, свой нрав, свой расчет. Как говорится, мы выбираем и нас выбирают. Соединив подходящего человека с соответствующей его индивидуальным особенностям профессией, должностью, можно получить большой выигрыш в повышении производи- тельности и качества труда, сокращении травматизма, профзаболеваний, росте благосостояния, дохода, удовлетворенностью трудом и жизнью. Таковы эффекты и потенциал пра- вильного выбора профессии. Памятка выбирающему профессию Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в твоей жизни. Не предоставляйте выбор своей будущей профессии случаю. Пользуйтесь информацией профессионалов. Профессию надо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей, внутренних убеждений, реальных возможностей, взвесив все «за» и «против». С этой целью:

• изучите глубже самого себя: разберитесь в своих интересах (что интересно исключительно как хобби, а что может стать профес- сией), склонностях, особенностях характера и физических возможностях;

• подумайте, какие у вас сильные и слабые стороны, главные и второ- степенные качества;

• ознакомьтесь с профессиями, которые соответствуют вашим интересам и способностям;

• читайте специализированные книги и журналы;

• наметьте предварительно избираемую профессию или группу род- ственных профессий;

• побеседуйте с представителями избираемых профессий, постарайтесь побывать на рабочем месте этих специалистов, ознакомьтесь с характером и условиями труда;

• продумайте, как, где и когда можно попробовать свои силы в выбранной профессии; • ознакомьтесь с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию;

• сопоставьте личные качества и возможности с характером той профессии, которую вы выбрали;

• приняв решение, не отступайте перед трудностями: будьте настой- чивы в достижении намеченных целей. Принципы, которыми должен руководствоваться человек, выбирающий профессию Принцип сознательности Правильно выбрать профессию может человек, четко осознавший:

• что он хочет (осознающий свои цели, жизненные планы, идеалы, стремле- ния, ценностные ориентации);

• что он есть (знающий свои личностные и физические особенности);

• что он может (знающий свои склонности, способности, дарования);

• что от него потребует работа и трудовой коллектив. Принцип соответствия Выбираемая профессия должна отвечать (соответствовать) интересам, склонностям, способностям, состоянию здоровья человека и одновременно потребностям общества в кадрах.

Принцип активности Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть:

• практическая проба сил в кружках, секциях, на факультативах;

• чтение литературы, посещение экскурсий и учебных заведений в «Дни открытых дверей»;

• встречи со специалистами;

• самостоятельное обращение к психологу или профконсультанту.

Принцип развития Этот принцип отражает идею необходимости развивать в себе такие качества, которые нужны для любой профессии. Это и психические про- цессы (мышление, память, внимание), и следующие черты характера: трудолюбие, добросовестность, прилежность, организованность, исполнительность, самостоятельность, инициативность, умение переносить неудачи, выдержка, настойчивость.

Ошибки и затруднения при выборе профессии

1. Незнание правил выбора профессии:

• выбор профессии за компанию;

• перенос отношения к человеку на саму профессию;

• отождествление учебного предмета с профессией;

• ориентация на профессии высокой квалификации;

• неумение определить путь получения профессии.

2. Незнание самого себя: • незнание или недооценка своих физических особенностей; • незнание или недооценка своих психологических особенностей; • неумение соотнести свои способности с требованиями профессии. 3. Незнание мира профессий: • увлечение только внешней сторо- ной профессии; • предубеждение в отношении престижности профессии; • незнание требований профессии к человеку; • устаревшие представления о характере и условиях труда конкретной профессии. Вопросы, на которые полезно знать ответ, планируя свою профессиональную карьеру • От каких своих умений и способностей вы получаете наибольшее удовлетворение? • Каковы ваши основные интересы и любимое времяпрепровождение? • Какие учебные предметы у вас любимые? • Чем бы вы хотели заниматься каждый день по 8 часов из года в год? • О какой работе вы мечтаете? • Каким вы представляете свое за- нятие через 10 лет? • Какая работа была бы для вас идеальной? Опишите ее как можно подробнее. Представьте себя на этой работе. С кем вы работаете, как проводите время? • Каковы ваши критерии выбора профессии (обязательные и желательные)? • Какие ваши сильные стороны и навыки позволяют вам считать себя подходящим для работы, которая вам кажется идеальной? • Какие пробелы в своих знаниях и умениях вам необходимо ликвидировать, чтобы получить идеальную для вас работу? • Если работа, идеальная для вас, недостижима в настоящее время, то какую работу вы могли бы выполнять, чтобы продвигаться в избранном направлении? • С кем можно посоветоваться, чтобы получить полезную для плани- рования карьеры информацию? • Какие ваши ближайшие и долго- срочные цели в области карьеры? Запишите их и стремитесь выпол- нить все пункты. Помните! Хочу – стремления личности (желания, интересы, склонности, идеалы). Могу – возможности личности (состояние здоровья, способности, уровень знаний, характер, темперамент). Надо – потребности общества в кадрах, и осознания необходимости затратить определенные усилия для достижения жизненно важных целей. Личный профессиональный план учащегося 1. Главная цель (что я буду делать, каким буду, чего достигну, идеал жизни и деятельности). 2. Цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целей (чему и где учиться, перспективы повышения мастерства). 3. Пути и средства достижения ближайших целей (беседы с людьми, проба сил, самообразование, поступ- ление в учебное заведение, подгото- вительные курсы). 4. Внешние условия достижения целей (трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей). 5. Внутренние условия (свои воз- можности: состояние здоровья, способности к теоретическому или практическому обучению, настой- чивость, терпение, личные качества, необходимые для работы по данной специальности). 6. Запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых препятствий для реализации основного варианта.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.