Ребенок младшего школьного возраста
- Просматривайте и читайте вместе книги.
- Приготовьте вместе с ребенком его любимое блюдо.
- Ходите с ребенком за покупками.
- Украсьте вместе комнату ребенка, учитывая его идеи по оформлению и пожелания.
- Спрашивайте ребенка о том, как прошел его день, интересуйтесь его делами.
- Устройте велосипедную прогулку или пикник на природе.
- Развивайте семейные традиции празднования любимых праздников.
- Помогайте выполнять домашнее задание.
- Запланируйте особо торжественный обед в выходной день.
- Сделайте альбом семейных фотографий.
- Изготовьте вместе видеозапись, рисунки, поделки для бабушки или дедушки.
Ребенок подросткового возраста
- Проявляйте интерес к домашнему заданию и школьным делам ребенка. Принимайте живое участие в его увлечениях.
- Хвалите его за хорошую успеваемость в школе, успехи на тренировках, в домашних делах.
- Спросите у него совета, а еще лучше последуйте ему. Не думайте, что ребенок еще «не дорос» до «взрослых» дел.
- Посещайте мероприятия, в которых принимает участие ваш ребенок. Снимайте на видео торжественные события в его жизни.
- Сходите с ребенком в кафе, кинотеатр, концерт.
- Умейте слушать своего ребенка. Иногда просто выслушайте подростка, не давая никаких указаний.
- Позволяйте ему приглашать друзей в свой дом.
- Помогите ребенку найти свой стиль во внешности, одежде.
- Время от времени обнимайте своего ребенка. Для крепких объятий совершенно не нужны никакие причины.
ЧТО ПОМОЖЕТ ВЫРАСТИТЬ СЧАСТЛИВОГО РЕБЕНКА
Если вы желаете, чтобы ваш ребенок был счастлив, постоянно показывайте ему, в каком прекрасном мире он живет. В повседневной жизни нас окружает тысяча приятных мелочей, и это отнюдь не только подарки и увеселительные поездки в выходные дни. Приготовьте с ребенком вкусный завтрак, познакомьте его с красотой осеннего леса, научите запускать бумажного змея, а вечером, за чашечкой чая, расскажите увлекательную историю из вашего детства.
Счастье в мелочах. Поэтому наполнить жизнь ребенка самыми обыкновенными чудесами совсем несложно. Нужно лишь проявить чуточку фантазии, и ребенок забудет о компьютерных играх и мультфильмах, а будет тянуться к вам, ведь именно вы, родители, дарите ему настоящее, увлекательное детство. Из такого счастливого ребенка обязательно вырастет счастливая и гармоничная личность!
Говорите:
- Я люблю тебя.
- Люблю тебя, несмотря ни на что.
- Я люблю тебя, даже когда ты злишься на меня.
- Я люблю тебя, даже когда я злюсь на тебя.
- Я люблю тебя, даже когда ты далеко от меня.
- Как я рад(а) тебя видеть!
- Я горжусь тобой!
- Прости меня.
- Спасибо.
Рассказывайте детям:
- Историю их рождения или усыновления.
- О себе в их возрасте.
- О том, как вы повстречали их отца (маму), как встретились их бабушки и дедушки.
- Какие ваши любимые цвета, блюда и пр.
- Что иногда вам тоже сложно.
- Что когда вы держите их за руку и сжимаете ее три раза, это секретный код, который означает – люблю тебя.
- Какие у вас планы на ближайшее будущее.
- Чем вы сейчас занимаетесь.
Слушайте:
- Что рассказывает ваш ребенок, пока вы вместе.
- Что рассказывает ваш ребенок про свои игрушки или своих друзей, и подумайте, насколько это для него важно.
- Слушайте ребенка сердцем. Прочувствуйте эмоции и чувства, которые стоят за его словами.
-Услышьте призыв о помощи в словах ребенка.
Спрашивайте:
- Как твои дела?
- О чем ты думаешь?
- Что ты чувствуешь?
- Какое у тебя самое приятное воспоминание за день?
- Какое твое мнение по этому поводу (вопросу)?
- Какие у тебя планы, мечты, желания?
Показывайте:
- Как сделать что-то, вместо того, чтобы запрещать это делать.
- Как позитивно относиться к жизни.
- Как преодолевать трудности.
- Как готовить еду.
- Как складывать белье.
- Как искать информацию, когда вы не знаете ответа.
- Привязанность к вашему супругу, вашим родителям.
- Что заботиться и ухаживать за собой очень важно.
Выделите время:
- Чтобы поиграть с ребенком.
- Чтобы вместе погулять в парке и послушать птиц.
- Для совместного похода на природу.
- Чтобы ваш ребенок помог вам приготовить обед.
- Чтобы выполнять домашнее задание в темпе вашего ребенка.
- Чтобы вместе понаблюдать за строительными площадками.
- Чтобы поговорить с ним перед сном, почитать ему сказку, спеть колыбельную.
Порадуйте своего ребенка:
- Отмечайте вместе праздники, дни рождения детей.
- Дарите детям подарки.
- Выложите завтрак на тарелку в форме смайлика.
- Испеките вместе печенье, торт.
Отпускайте:
- Чувство вины.
- Ваши мысли о том, как должно было быть.
- Вашу потребность быть правым и лучшим.
Отдавайте:
- Улыбайтесь детям. Улыбайтесь чаще.
- Отвечайте взаимностью, когда ваш ребенок вас касается. Обнимайте детей.
- Настройте контакт, прежде чем что-то говорить (исправлять), чтобы ваш ребенок действительно вас услышал.
- Дайте вашему ребенку возможность справиться со своим недовольством (гневом, злостью), прежде чем оказать ему помощь.
- Говорите детям хорошие и ласковые слова.
- Посвящайте детям безраздельно часть своего личного времени.
Демонстрируйте ребенку его значимость.
Ребенку очень важно ощущать себя значимым и кому-то нужным, особенно своим родителям. Он должен осознавать, что является важной частичкой своей семьи. Если постоянно показывать ребенку, что он важен для вас, он с детства будет расти с адекватной самооценкой. А это ключевой момент для формирования счастливой и гармоничной личности. Чтобы показать ребенку его значимость, определите для него какие-нибудь мелкие обязанности по дому, за которые он будет отвечать. Например, выгуливать собаку или поливать цветы. С возрастом эти обязанности нужно расширять и увеличивать. С таким подходом к воспитанию вы не только вырастите трудолюбивого и ответственного ребенка, но и сформируете в нем уверенность, что его помощь важна для вас.
Учите ребенка выстраивать отношения с окружающими людьми.
Начав посещать детский сад или школу, ребенок обязательно будет сталкиваться с проблемами коммуникации. Обидел соседский мальчишка, девчонки не берут в свои игры – подобные ситуации случаются практически постоянно. А ведь ребенок только начал жить, ему еще неведомо искусство дипломатии, он не знает, как стать своим в коллективе или дружить со всеми, чтобы никого не обидеть. И здесь на помощь ребенку должны прийти родители. Мудрые папы и мамы должны подсказать ему, как хранить дружбу, но при этом не позволять собой манипулировать, как не давать себя в обиду, но в то же время не драться и не оскорблять других.
В будущем это обязательно поможет вашим детям легче сходиться с людьми и иметь много друзей, избегать конфликтов и беречь свои нервы.
Предоставляйте ребенку право выбора.
С самых ранних лет ребенок должен понимать, что у него есть право выбора. Понятно, что родители никогда не позволят пойти зимой на улицу без куртки, но выбирать, какого цвета куртку надевать, должен сам ребенок. И с возрастом таких моментов должно становиться все больше. К примеру, родители могут посоветовать дочери, записаться в кружок по интересам, но выбирать между танцами, изобразительным искусством и спортивной гимнастикой должна она сама.
Принимая решение за свое чадо, и не интересуясь его мнением, вы рискуете вырастить ребенка, полностью зависимого от мнения окружающих. Более того, если родители не спрашивают ребенка, нравится ли ему плавание и хочет ли он развивать в себе этот навык, где гарантия, что он не вырастет глубоко несчастным человеком, так как все детство потратил на нелюбимое занятие?
Воспитывайте в ребенке оптимизм.
Оптимистам легче найти друзей, построить карьеру, в общем, таким людям гораздо легче стать счастливыми. Необходимо учитывать, что ребенок все перенимает от взрослых, родителям самим необходимо пересмотреть свое отношение к жизни и стать оптимистами. Учите своих детей не унывать в сложных ситуациях, постоянно подбадривайте их, обещайте, что вместе найдете выход. Такая поддержка очень важна для формирования оптимистического характера.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО СТАБИЛИЗАЦИИ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО
- Стремиться поддерживать эмоционально близкие, доверительные отношения с дочерью (сыном).
- Оказывать всевозможную поддержку в разных жизненных ситуациях, при этом не ограждать её (его) от решения жизненных проблем.
- Проявлять интерес и участие к внутреннему миру своей(го) дочери (сына).
- Быть чуткими к изменениям в поведении, эмоциональном состоянии дочери (сына).
- Избегать категоричных оценочных высказываний.
- Формировать позитивную перспективу будущего.
- Учитывать индивидуальные и возрастные потребности дочери (сына).
- Привлекать к обсуждению семейных проблем и планов, к участию в жизни семьи.
- Привлекать к выполнению домашних дел, дел по хозяйству.
- Поддерживать связь с классным руководителем, специалистами СППС и администрацией учреждения образования.
- По возможности (с согласия н/л) ограничить доступ к информации глобальной компьютерной сети Интернет, которая может причинить вред здоровью и эмоциональному состоянию н/л.
- Быть примером в содержательном проведении досуга, в конструктивном решении собственных проблем.
- Ненавязчиво контролировать (быть в курсе) и участвовать в организации досуга дочери (сына).
- Участвовать в профессиональном определении дочери (сына).
МАРКЕРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ
Дети и подростки, попавшие в кризисную ситуацию, меняются.
На что обращать внимание во внешнем виде и поведении:
- тоскливое выражение лица;
- склонность к нытью, капризность, эгоцентрическая направленность на свои страдания;
- повышенная, часто неестественная активность мимики лица;
- отсутствие мимических реакций;
- тихий монотонный голос, замедленная речь, краткость ответов, отсутствие ответов;
- ускоренная экспрессивная речь, патетические интонации, причитания;
- общая двигательная заторможенность и бездеятельность, адинамия (все время лежит на диване);
- двигательное возбуждение;
- скука, грусть, уныние, угнетенность, мрачная угрюмость, злобность, раздражительность, ворчливость, брюзжание;
- неприязненное, враждебное отношение к окружающим, чувство ненависти к благополучию окружающих;
- безразличное отношение к себе и своему внешнему виду, к окружающим – чувство «бесчувствия»;
- тревога беспредметная (немотивированная) либо тревога предметная (мотивированная);
- ожидание непоправимой беды, страх немотивированный, страх мотивированный;
- тоска как постоянный фон настроения, взрывы тоски с чувством отчаяния, безысходности, углубление мрачного настроения при радостных событиях вокруг;
- оценка собственной жизни: пессимистическая оценка своего прошлого, избирательное воспоминание о неприятных событиях прошлого; пессимистическая оценка своего нынешнего состояния, отсутствие перспектив в будущем;
- активное взаимодействие с окружающими (стремление к контакту с окружающими, поиски сочувствия, апелляция к специалисту за помощью) либо нелюдимость, избегание контактов с окружающими;
- психосоматические симптомы: слезливость, расширение зрачков, сухость во рту (“симптомы сухого языка”), тахикардия, повышенное АД, ощущение стесненного дыхания, нехватки воздуха, ощущение комка в горле, головные боли, бессонница или повышенная сонливость, резкое изменение веса, потеря аппетита или импульсивное обжорство, чувство душевной боли в груди, и в то же в других частях тела (голове, эпигастрии, животе), запоры, нарушение менструального цикла;
- избегающее поведение (необъяснимые или часто повторяющиеся исчезновения из дома, прогулы в школе);
- безразличное, а иногда бравирующее отношение к ситуациям неудач в повседневной жизни;
- внезапное враждебное и рискованное поведение, асоциальные поступки, инциденты с правоохранительными органами, участие в беспорядках;
- внезапные проблемы в учебной деятельности: снижение концентрации внимания, падение успеваемости, активности, неспособность к волевым усилиям;
- противоречивость (амбивалентность) в отношениях и мышлении, например: одновременно любит и ненавидит родителей, сестер и братьев, противоречив в принятии своего решения о жизни и смерти;
- приведение в порядок своих дел, отказ от личных вещей, раздача подарков.
СЛОВЕСНЫЕ КЛЮЧИ (ЧТО ПРОГОВАРИВАЕТ РЕБЕНОК)
- прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях («Хочу умереть!», «Ты меня больше не увидишь!», «Я этого не вынесу!», «Скоро все это закончиться!»);
- шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни («Никто из жизни еще живым не уходил!»);
- уверения в беспомощности и зависимости от других («Если с ней что-то случиться, то я не выживу, а пойду вслед за ней!», «Если он меня разлюбит, я перестану существовать!» и т.п.);
- прощания;
- самообвинения («Я ничтожество! Ничего из себя не представляю» и т.п.);
- сообщение о конкретном плане суицида («Я принял решение. Это будет сегодня, когда предки уедут на свою дачу. Алкоголь и таблетки я уже нашел» и т.п.).
СИТУАЦИОННЫЕ КЛЮЧИ
- любое заметное изменение личной жизни, в любую сторону;
- смерть любимого человека, особенно родителей или близких родственников;
- семейные неурядицы;
- неприятности с законом;
- коммуникативные затруднения;
- проблемы со школой или занятостью;
- социальная изоляция, особенно от семьи или друзей;
- хроническая, прогрессирующая болезнь;
- нежелательная беременность.